«Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Новочеркасс ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
   Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Новочеркасское отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

Әлеуметтік желі

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Фронтальная форма организации учебной деятельности.

10.01.2017

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения, местом и временем учебной работы, обеспеченностью учебниками и вспомогательными материалами.

Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики.

Фронтальное обучение предполагает работу учителя сразу со всеми учениками класса в едином темпе и с общими задачами. Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты. Учитель ведёт работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

От учителя требуется большое умение найти посильную работу мысли для учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. В силу своих реальных возможностей ученики, конечно, могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины. Учитель должен учитывать и опрашивать соответственно их возможностям. Такой подход учителя при фронтальной работе на уроке позволяет учащимся и активно слушать, и делиться своими мнениями, знаниями с другими, выслушивать чужие мнения, сравнивать их, находить ошибки в чужих мнениях, исправлять и дополнять их. В этом случае на уроке царит коллективный дух творчества. Учитель, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определённой ритмичности и деятельности школьников на основе учёта индивидуальных возможностей. Вот почему в условиях массового обучения эта форма организации работы учащихся является наиболее распространённой в работе современной школы.

При фронтальной организации учебной деятельности учащихся достигается общее участие в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач, формирование устойчивых познавательных интересов. Использование разнообразных методов и приёмов активизации процесса обучения, привлечение к работе всех детей и их общий прогресс в учении.

Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно – иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческие задания могут быть разделены на ряд относительно простых заданий, что позволяет привлечь всех учащихся к активной работе.

Учителю это даёт возможность соотносить сложность заданий с реальными возможностями каждого ученика, создавать на уроке атмосферу сотрудничества, вызывать у них чувства сопричастности и удовлетворения в решении задач.

Особенно хорошие результаты даёт применение такого метода как «Мозговой штурм». Основная задача метода – собрать как можно большего числа идей в результате освобождения учащихся от инерции мышления и стереотипов. Начинается «штурм» с разминки – быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Каждый может высказать свои идеи, дополнить и уточнить. Конечно, требуются вопросы, которые требуют нетрадиционного подхода к решению. Пример: почему дверь, запертая на крючок, не открывается? (аксиомы стереометрии) Здесь нет шаблонного мышления, есть полная свобода воображения, а юмор и раскованность помогают вдохновению. Как бы фантастична и невероятна была идея, выдвинутая кем-либо из учеников, она должна быть встречена с одобрением. Цель этого метода- помочь ученикам освободиться от неловкости, скованности.

Фронтальная форма работы при всей своей полезности имеет и ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего, в практике работы проявляются тенденции, побуждающие детей к единому темпу работы, а они не все, в силу своей подготовленности, работоспособности, реального багажа ЗУН готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленнее, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение учебных заданий, больше тренировочных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении числа заданий, а в усложнении их содержания, заданий поисково – творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний не более высоком уровне. Так при изучении нового материала и его закрепления наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, но учитель только тогда добивается результативности, когда ему удаётся оптимально сочетать на уроке лучшие стороны разных форм обучения.

Просмотров: 808


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст