Тема урока: Прием деления 58:2, 580:2, 580:20. Проверка умножением.
Цель: формировать умение выполнять внетабличные приемы умножения и деления; решать задачи изученных видов.
Предметные результаты: учащиеся умеют устанавливать алгоритм приема деления вида: 58 : 2, 580 : 2, 580 : 20.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
(Чистописание)
580 400 180
2. Актуализация знаний
В целях совершенствования вычислительных навыков можно организовать игру «Математическое домино». Учащим¬ся раздают по одной карточке, на которой слева записан ответ, а справа - другой пример. Дети читают первое выражение, тот, у кого карточка с ответом, называет ответ и читает следующее выражение, и т. д. Для детей нужно приготовить следующие карточки:
Начинает игру тот ученик, у которого карточка с примером: 16 : 2.
Проверка домашнего задания
Также включить устное упражнение №7.
Логическое задание №8 выполняется устно.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму, влево-вправо разведу
И, как птица, полечу, головою поверчу,
А потом присяду, встану и нисколько не устану.
Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу.
Если надо, побегу. Все на свете я могу!
3. Введение новых знаний.
Рассмотрение новых случаев деления двузначного числа на однозначное может быть выполнено учащимися самостоятель¬но по учебнику
№1 Объясни приём вычисления первого столбика. Как ре¬шить примеры второго столбика, используя эти знания?
(40 + 18): 2 = 40 : 2 + 18 : 2 = 58 : 2 =
(80 + 16): 4 = 80: 4 + 16 : 4= 96:4 =
(400 + 180): 2 = 400 : 2 + 180 : 2 =580 : 2 =
(400 + 180): 20 = 400 : 20 + 180 : 20 =580 : 20 =
(800 + 160): 4 = 800 : 4 + 160 : 4 =960 : 4 =
(800 + 160): 40 = 800 : 40 + 160 : 40 =960 : 40 =
Чтобы разделить двузначное или трёхзначное чис¬ло на однозначное, можно записать его в виде суммы «удобных» слагаемых. Затем применить правило де-ления суммы на число.
После того как дети разберутся в способе решения, полезно 2-3 примера решить у доски с подробным объяснением (упражнение №2), а остальные дать для самостоятельной работы.
4. Повторение пройденного материала. Решение и преобразование задач.
№4
а) В 3 магазина отправили одинаковое количество овощей. Всего отвезли 300 кг помидоров и 150 кг огурцов. Сколько килограммов овощей получил каждый магазин?
б) Развезли поровну 400 кг карамели и 240 кг шоколадных конфет в 4 столовые. Сколько килограммов конфет получила каждая столовая? (300 + 150) : 3 = 150 (кг)
Ответ: 150 кг овощей получил каждый магазин
(400 + 240) : 4 = 160 (кг)
Ответ: 160 кг конфет получила каждая столовая
№5 а) Для ремонта купили 18 рулонов обоев по 9 м в каждом и 8 рулонов по 11 м в каждом. Сколько всего метров обоев купили?
б) Длина комнаты 5 м, ширина — 3 м. Длина кухни 3 м, ши¬рина -2 м. Сколько квадратных метров линолеума нужно купить, чтобы покрыть полы в двух этих комнатах?
162 88
9 • 18 + 11 • 8 = 250 (м)
5 • 3 + 3 • 2 = 21 (м²)
5. Самостоятельная работа.
Для самостоятельной работы с последующей проверкой можно предложить упражнения №5 и №6 (1-й вариант - 1-ю строчку, 2-й вариант - 2-ю строчку).
Проверка – фронтально.
6. Повторение
Работа в тетради на печатной основе может быть выполнена самостоятельно.
Домашнее задание. № 3