Тема коучинга «Размышления у парадного подъезда»
Общие цели
Рассмотреть возможности использования рефлексии на уроке как способа интенсификации деятельности учителя; познакомить с видами и способами рефлексии и саморефлексии, научиться по-новому планировать урок.
Результаты обучения Педагоги ЗНАЮТ:
зачем нужно использовать рефлексию на уроке и во внеурочной деятельности;
приемы использования рефлексии на разных этапах урока;
способы грамотного планирования уроков с применением ИКТ
Ключевые идеи Использование приемов рефлексии оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
Ресурсы Интерактивная доска, презентации 1 и 2, маркеры, листы А3, раздаточный материал (самооценка, оценка работы группы, обратная связь)
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Приветствие участников коучинг-сессии;
2. Упражнение «Четыре угла - четыре выбора» Обсуждение:
Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?
Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?
Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?
Цель: Повышение уровня сплоченности участников. Группообразование.
Задания Включить Вводную презентацию «Рефлексия. Зачем она нужна?» Слайд 2
Задание 1
Составление кластера на слово «Рефлексия»
Что вы знаете о рефлексии, как вы понимаете это слово.
Презентация работ – защита кластера
Скажите, как тема нашего коучинга «Рефлексия» связана с тем, чем мы сейчас занимались?
Работа в группе с помощью стратегии «Галерея».
На доске помещаются кластеры и каждая группа представляет свою работу.
Вывод коуча: рефлексия – это анализ своей деятельности, как бы оценка того, что я знаю, умею, могу делать хорошо или плохо, чего я бы хотел добиться.
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.
Иными словами: под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
3.Слушают и настраиваются на работу в группе. Повернувшись улыбаются друг другу и говорят комплимент.
2.Вызов Задание 1. 10 мин.
1. Из предоставленных учителям букв составить слова, которые будут определять тему нашего коучинга (слова «вывод», «итог», «рефлексия»)
2. Задает вопросы:
Какая тема и каковы цели коучинга?
После формулировки:
Какие стратегии рефлексии вы знаете?
3. Знакомит с новыми стратегиями рефлексии.
1.Составляют слова.
2. Определяют тему и цель занятия.
3. Делятся с коллегами теми стратегиями, которые используют на стадии рефлексии урока
4. Знакомятся с новыми видами стратегий.
3.Осмысление. Задание 2
20 мин.
1. Стратегия «Галерея».
Коуч объясняет задание группам, которым необходимо прорекламировать газету, применяя различные стратегии критического мышления.
Слайд 3
Рефлексия в основном необходима при возникновении затруднений, сложных ситуация, когда события идут не так как хотелось бы или не так как было запланировано.
Казалось бы что в этом трудного, но как правило мы не любим этого делать. Когда я задаю подобные вопросы:
«Ну и что вам это дало?» «Чему вас научила эта ситуация?» в аудитории или в коллективе вздохи: «Опять эти неудобные вопросы».
Однако именно через такие неудобные вопросы мы развиваемся и растем.
Слайд 4
Итак как проводить рефлексию?
Что такое дневник? По сути это и есть рефлексия. Мы записываем в дневник все, что произошло за какой- то период времени, анализ, критика и выводы практически всегда этому сопутствуют, в результате мы меняем свое поведение, отношение, и т д. Меняется и ситуация.
Слайд 5
Помогут вопросы: _________________
Главное не перейти на анализ внешних обстоятельств. Они важны, но не в рефлексии. Рефлексия – это обязательно анализ собственной деятельности, а не внешних событий. Как я себя вел? Что лично я делал?
Слайд 6
Таким образом рефлексия должна дать вам примерно следующую схему:
Вопрос для обсуждения: зачем нужна рефлексия?
Вывод коуча:
Один мудрый человек сказал: «Когда в нашей жизни случается грустное событие, беда или просто неприятность, мы спрашиваем у Бога – за что? А нужно спрашивать – для чего? Какой урок я могу из этого извлечь? И тогда картинка мироустройства полностью изменится.
Мы с вами – учителя, а потому рефлексия на сегодняшний момент, это действие, направленное не только и не столько на анализ нашей жизни, наших успехов или поиск причин наших неудач, но и на нашу профессиональную деятельность.
Просмотр презентации 2 «Рефлексия на уроке» - изучение теоретического материала.
Обсуждение основных идей
1. Что же такое рефлексия?
2. Какие виды рефлексии можно использовать на уроке?
рефлексия эмоционального состояния и настроения;
рефлексия деятельности на уроке;
рефлексия содержания учебного материала.
Практическая работа Организация работы в группах
Каждая группа изучает один из вариантов рефлексии для учащихся. И составляет синквейн на слово «Рефлексия».
синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Рефлексия
«Две звезды и одно пожелание» на стикерах.