1.Организационный момент и сообщение целей
Главный гость сегодня – его величество русский язык.
Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.
«Русский язык – это выразительный и звучный язык,гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам».(А.С.Пушкин)
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьёзный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой».(Л.Н.Толстой)
«Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого». (Проспер Мериме)
1.«Разминка»
1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)
2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)
3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)
4. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)
5. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)
6. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)
7. Как отличить гласный звук от согласного? (При произнесении гласных звуков воздух не встречает преграды во рту. Этот звук можно пропеть)
8. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
9. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
10. Как произносится согласный звук? (Отрывисто)
11. Что вы знаете о звуках [ж], [ш], [ц]? (Они всегда твердые)
12. Что знаете о звуках [ч], [щ], [й]? (Они всегда мягкие)
13. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)
14. Сколько букв в русском алфавите? (33)
15. Для чего людям нужна речь? ( Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)
16. Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений, а предложения - из слов)
17. Что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)
18. Какие виды предложений вы знаете? (Предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные по цели высказывания, а также восклицательные и невосклицательные по интонации)
19. Какими бывают члены предложения? (Главными и второстепенными)
20. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
21. На какие вопросы чаще всего отвечает подлежащее? (На вопросы «кто?» и «что?»)
22. На какие вопросы чаще всего отвечает сказуемое? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)
23. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
24. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)
25. Какими гласными обозначается твердость согласных звуков на письме? (А, о, у, ы, э)
26. Может ли слог состоять из одной буквы? (Может, если это гласная)
27. Почему звук [й] слога не составляет? (Это согласный звук)
На доске записаны группы слов .Учащиеся должны найти в каждой группе «лишнее» слово.
1) Сущ., прил., гл., союз.
2) Дождь, снег, град, луна.
3) Земля, серая, жёлтая, зелёная.
4) Увидеть, покрасить, краска, добежать.
5) Белый, белизна, белеет, белка.
3.Игра «Соберите пословицы»
Учащиеся должны соединить части пословиц и записать получившиеся пословицы.
На словах и так и сяк… покажи делом.
На словах города берёт… да скупа на дела.
Не храбрись словом… а на деле ни шагу вперёд.
Щедра на слова… а на деле никак .
4.Игра «Определите род»
На плакате записаны слова. Нужно определить их род.
Радио, тюль, шампунь, кенгуру, кофе, какао, пальто, рояль, очередь.
5.Игра « Объясни пословицы»
- Объясните смысл пословиц.
Хорошую речь хорошо слушать.
Красна птица оперением, а человек умением.
Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка на всё только рот разевает.
6.Игра « Слова во множественном числе».
Задача учащихся написать как можно больше слов, употребляющихся только во множественном числе.
Джинсы, весы, часы, вилы, деньги, обои, белила, кудри, сливки, ножницы, грабли…
7.Игра « Загадки»
Я читаю загадки, а дети записывают словосочетания в творительном падеже и предложном.
1)Над цветком порхает, пляшет,
веерком узорным машет.(Бабочка.)
2)Не заботясь о погоде,
в сарафане белом ходит,
а в один из тёплых дней
май серёжки дарит ей.(Берёза.)
3)В белом поле синие
протянулись линии:
а по ним друзья идут,
друг друга за руки ведут.(Буквы в тетради.)
4)Под Новый год пришёл он в дом
таким румяным толстяком,
но с каждым днём терял он вес
и наконец совсем исчез.(Календарь.)
5)В жёлтом море корабль плывёт.
Он идёт, волну сечёт.
Из трубы зерно течёт.(Комбайн)
6)Он с хвостом резиновым,
с желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор.(Пылесос)
7)Он в безбрежном океане
туч касается крылом.
Развернётся – под лучами
Отливает серебром.(Самолёт)
- Прочитайте словосоч. В тв. п
-Какое окончание у прилагательных? (-ым, -им.)
8.Игра «Соедините»
На доске в два столбика написаны фразеологизмы.
Каждому фразеологизму в левой колонке нужно найти противоположное в правой колонке, соединить их линие
Держать в ежовых рукавицах
Держать ухо востро
Сидеть, сложа руки
От рук отбиться
Во всю ивановскую(кричать)
От доски до доски (читать)
Лясы точить
Держать язык за зубами
Воды в рот набрать
Ворон считать
Своим горбом жить
Не покладая рук
На чужой шее( сидеть)