Цель: формировать представление о разнице между чистыми веществами и смесями, умение различать чистые вещества и смеси; развивать память, познавательный интерес к изучению предмета, воспитывать наблюдательность, внимательность; работать над словарём и внятностью речи учащихся.
Оборудование: стаканы, вода водопроводная, чайник, сахар, чайная заварка, одноразовая посуда, песок, поваренная соль, лимонная кислота, мел, чипсы домашнего проготоовления,этикетка картофельных чипсов,чипсы.
Словарь: вещество, чистые вещества, смеси: природные(естественные), искусственные, однородные, неоднородные, компоненты=части
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
1. Закончить схему на доске (чистое вещество……., смеси……,разница между ними.
2. Проверить работу в тетрадях(таблица явления природы).
3. Показ слайдов чистые вещества и смеси.
4. Беседа
- Что такое молекула?
- Из чего состоят все тела?
-Что такое вещество?
- Что называют диффузией?
- Что называют простыми веществами? Примеры
- Что называют сложными веществами? Примеры
- Какие свойства веществ вы знаете? (состояние, цвет, запах, температура, растворимость,прозрачность.Смеси однородные, неоднородные).
III. Мотивация учебной деятельности
Изучение состава продуктов питания(картофельных чипсов).
Чипсыоднородное снаружи? По вкусу? (Да!) чипсы состоит из одного вещества, или из нескольких? Из каких? Прочитайте состав на обертке чипсов(картофел, ароматические добавки,дрожжи,подсолн.масло,сахар и т.д).
Сделать таблицу,состоящая из двух колонок :в первой записать все известные вещества, во второй все неизвестные вещества.
Сделайте вывод, что несмотря на внешнюю однородность, чипсы состоит из нескольких компонентов, то есть является смесью. Сделать вывод о том что,чистое вещество или смесь ты употребляешь в пищу.Полезно ли оно для твоего здоровья?Почему?
Приведите примеры смесей, с которыми вы сталкиваетесь в жизни. (йогурт, майонез, кетчуп, кока-кола…)
А если мы рассмотрим воду очищенную-это будет чистое вещество? Рассмотрим на уроке: какие вещества чистые, а какие образованы смесями. Запишите тему урока.
IV. Изучение нового материала
1.Чистыми веществами называют вещества, которые состоят из частиц одного вещества и имеют постоянные физические свойства.
Например: чистое золото, газообразный хлор, кислород, очищенная вода.
2. В природе чистых веществ очень мало. В природе, технике, в быту преобладают смеси.
3. Смесь - это два или больше веществ, смешанных между собой.
Примеры смесей: соки, воздух, нефть, газ, краски, бензин, стиральный порошок, зубная паста.
Рассмотрим воздух. В его состав входят азот, кислород, углекислый газ, инертные газы, водяной пар, частицы пыли и т.д. Воздух имеет очень большое значение для всех живых существ. Кислород нужен для дыхания всем живым существам на Земле.
- Какое значение имеет для человека чистый воздух? Что мы понимаем под чистым воздухом?
4. Компоненты-это отдельные вещества(части) в составе смеси.
5.Смеси бывают природные (воздух) и приготовленные человеком(искусственные)-компот, чай, краска…
6. Смеси бывают однородными (чай) и неоднородными (мел и вода).
Практикум
Учитель демонстрирует приготовление двух видов смеси - чай (вода, заварка, сахар, сок лимона) и мел и воду.
Класс
Следовательно, в обоих стаканах мы получили смеси. А чем они отличаются? После беседы учитель записывает на доске:
СМЕСИ-Однородные ,Неоднородные
V. Закрепление новых знаний
♦ Приведите примеры твердых, жидких ,газообразных смесей.
В ряду смесей указать «лишнее» слово:
а)воздух,дым,кислород,туман;
б)нефть,спирт,вода,ацетон;
в)речной песок,сахар,железнаяруда,цемент.
♦ Разделите смеси на две группы, заполните таблицу.
Примеры: воздух, нефть, томатный сок, речная вода, соус, бетон, шоколад, молоко, чай, грунт ,лекарства
Природные смеси Смеси, изготовленные человеком
♦ Обсудить в малых группах ,какие вещества и смеси ваша семья использует в повседневной жизни.
VI.Рефлексия:Сегодня у меня возникли вопросы,с которыми я не смог разобраться….Дома мне необходимо….
VИ. Итог урока.Домашнее задание:
1. Выучить конспект
2. Запишите примеры смесей на домашней кухне.3. Запишите примеры веществ, которые трудно смешивать .