«Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Новочеркасс ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
   Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Новочеркасское отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

Әлеуметтік желі

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Сыныптан тыс жұмыс: «Менің адал досым, менің тілім орыс тілінде»

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.

Оформление: презентация «Занимательный русский язык», занимательные раскраски по русскому языку,

                                                         Ход занятия.

1. Организационный момент.

   С. Я.  - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.

- Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– А давайте послушаем сами себя: какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

– На экране изображения солнышка и тучки. Определите какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, скажите

Б. К. - А сейчас отгадайте загадки:  (слайды 2- 5)

В нём красота звучанья слов,

И глубина многообразия,

Живёт в нём русская душа,

Певучесть, гибкость, уникальность!           (Русский язык)

Он красив и почитаем,

Богат, многообразен,

Пушкин, Лермонтов, Тургенев

На нём писали, говорили!                     (Русский язык)

Глубина его бездонна,

Он велик и бесподобен,

Гибок, ловок и послушен,

И в России всем он нужен!               (Русский язык)

 

С. Я.    -Так о чём же сегодня будет идти речь? (О русском языке)
- Итак, дорогие ученики, вы, наверное уже поняли, что наше внеклассное мероприятие посвящено нашему языку – русскому языку. Русский язык- один из богатейших языков мира. Мы гордимся. Что можем разговаривать на языке А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского. Русский язык изучаем и мы и за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, к своему народу.

 

  Б.К. - На сегодняшний день, русский язык, без всякого преувеличения, стал языком мирового уровня. Его изучают во всех уголках нашей необъятной планеты. Даже, для многих граждан других стран, он давно стал родным языком.

Наш язык, это великое культурное наследие, и национальное достояние, которое формировалось не одно столетие. Еще в далекие века, славяне формировали те части языка, который, на сегодняшний день, называется русским. В 9-м веке, Кирилл и Мефодий, являясь византийскими миссионерами, составили первую азбуку, в которую входили, как греческие символы, так и символы славян. Эта азбука, до наших дней, очень сильно видоизменилась, но, ее и в новом облике продолжают называть кириллицей. Именно ей, обязана своим возникновением, современная азбука русского языка.

 

 

 С. Я.    - Сколько хороших слов сказано о русском языке! (слайд 6)

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык- яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой» - говорил Лев Николаевич Толстой.

Б.К -  Сегодня у нас в гостях – его величество русский язык.

И мы проводим турнир знатоков русского языка.

В нашем турнире примут участие, как 3 так и 4 классы

 

 С.Я. Разминка. (слайд 7)

-Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.

Нога - …(ноги)

Рука – …(руки)

Дуга - … (дуги)

Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Ведро - … (ведра)

Бедро - …(бедра)

Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)

День - …(дни)

Пень - …(пни)

Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Цыпленок -…(цыплята)

Козленок - …(козлята)

Бочонок - … (бочонки)

- Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы.

 

Б.К.   1 Конкурс «Угадай слова» .   (слайд 8)

Мы обычные слова,  Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня - ну и ну!   Все они сбежали.

1. вринт, вариант    2. днтист, дантист      3 .гдюк, гадюка     4. бклжн, баклажан     5.кдр,кадр

6. мтерик, материк    7.схр,сахар               8. кнв, канава

 

С.Я    Конкурс для болельшиков «Переставьте буквы». (слайд 9)

Нужно образовать новые слова, переставляя буквы.

1. Тапир – пират   2. Чурка – ручка    3. Роман – норма    4. Ропот – топор    5. Атлас - салат
6. Тёрка – актёр     7. Барон – набор    8. Товар – автор

 

Б.К.   2. Конкурс «Пословицы и поговорки».

Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.

 С.Я       Задание  Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их.

1 команде:                            (слайд 10)

1. В гостях хорошо, …(а дома лучше)

2. Один- за всех …(все- за одного)

3. Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)

4. Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)

5. Скучен день до вечера …(коли делать нечего)

6. Терпение и труд …(все перетрут)

7. Семь раз отмерь …(один отрежь)

 

Б.К.   3. Конкурс. «Путешествие в страну Фразеологию».

От пословиц и поговорок переходим к фразеологическим оборотам, которыми богат русский язык. Еще великий М.В. Ломоносов называл устойчивые сочетания предлагая включать их в словари.

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Например: Работать, засучив рукава (хорошо)

1. Мчаться на всех парах (стремительно)

2. Орать во все горло (громко)

3. Спать мертвым сном (крепко)

4. Работать, не покладая рук (усердно)

5. Сделать на скорую руку (наспех)

6. Вылететь из головы (забыть)

7. Без году неделя (недавно)

 

   С.Я       4. Конкурс «Знай части речи».      (слайд 11)

Задание командам (на карточке)

-Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.

Снежное покрывалосущ. покрывалогл. все поле.

Посадила мама в печьсущ. пироги печьгл..

Ведро дало течьсущ. и вода стала течьгл.

 

Б.К.   Конкурс «Вопрос – ответ»

1. У кого глаза велики? (у страха )

2. Чем горю не поможешь? (слезами)

3. Кого по осени считают? (цыплят)

4. Чем соловья не кормят?(баснями)

5. В какие сани не следует садиться? (не в свои)

6. Что надо беречь смолоду? (честь)

7. Без чего не вынешь рыбку из пруда? (без труда)

 

Подведение итогов. Награждение грамотами.

 

 С.Я        Язык наш прекрасный –Богатый и звучный,
 То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!  Люби и храни
Наш великий язык!

Учитель: С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Надо лишь умело и бережно к нему относиться.

 

Видеоклип «Песня о русском языке»

 

 Б.К.      Учитель:    - Ребята, любите и изучайте русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль. На этом наше мероприятие закончено. Всем большое спасибо за внимание.

 

Итог. Рефлексия.   -Интересным ли было мероприятие? Что вам запомнилось?

-Какое у вас настроение. Покажите смайлики. (У каждого на столах три смайлика)

 

 

Жаңартылған күні: 18.11.2020 16:19
Құрылған күні: 18.11.2020 16:19

Текст