8.09.17, ко Дню семьи, школьный психолог Залюбовская Н.Н. провела тренинг детско – родительского взаимодействия «Как мы чувствуем друг друга» для первоклассников и их родителей. Часто родители сосредотачиваются только на учебе, достижениях ребенка, забывая при этом об эмоциональном взаимодействии и психологическом состоянии детей. Поэтому цель проведенного тренинга – это в первую очередь гармонизация эмоциональных связей в семье.
В ходе тренинга создавались условия для эмоционального сближения членов семьи. Участники обучались навыкам самовыражения чувств и эмоций, учились находить выход из сложных ситуаций без негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи. В ходе тренинга использовались следующие методы работы: игровая терапия, телесно – ориентированная терапия, арт –терапия. При проведении рефлексии прозвучали только положительные отзывы детей и родителей.
Тренинг детско-родительских отношений
“КАК МЫ ЧУВСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА”
1 Упражнение “Давайте познакомимся и поздороваемся”
Всем участникам встать в круг. Каждый называет свое имя и показывает действия. Н-р Меня зовут … я делаю вот так. Вторым этапом можно задать вопрос. Как зовут того или иного участника тренинга и как он делает.
2 Упражнение “Моя семья”
Материалы: бумага, фломастеры, карандаши цветные и простые, ластик.
Ведущий предлагает нарисовать рисунок на тему «Моя семья»
Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свою семью (можно с юмором). При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своей семье).
После завершения работы идет обсуждение.
Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.
Примечание: рисование и рассказ должны быть совместным.
3. Упражнение “День, ночь”
Инструкция: На команду «день» все бегают, двигаются, танцуют… На команду «ночь» дети бегут к мамам, которые обнимают детей. Затем мамы и дети меняются местами.
4. Упражнение “Дракон кусает свой хвост”
Все участники встают друг за другом в цепочку и крепко держатся за талию впереди стоящего игрока. Первый – “голова” дракона, последний – “хвост”. “Голова” должна поймать свой “хвост”.
Примечание: “головой” дракона должен побывать каждый участник.
5. Упражнение “Неваляшка”
Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребёнок. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперёд. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему даётся команда: “Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!”. Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперёд, там, где ребёнок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличится.
Предупреждение: дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.
6. Ролевая игра “Ситуации”
Участники тренинга делятся на две команды.
Инструкция: “Сейчас каждая группа получит карточку, на которой описана та ситуация, которую можно проиграть. Прочитайте. Я предлагаю вам разыграть эту ситуацию по ролям, но не совсем обычным способом – родители будут выступать в роли детей, а дети изображать родителей”.
Каждая группа проигрывает ситуацию после проигрывания – обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- что происходило?
- что вы думаете об этом?
- это похоже на то, как бывает в вашей семье
- как вы чувствовали себя в непривычной для вас роли?
Ситуации:
1. У ребенка не получается выполнить домашнее задание, и он капризничает, просит (уговаривает) маму или папу выполнить это задание за него.
2. Мама просит ребенка убрать игрушки, а он капризничает и не соглашается.
7. Упражнение “Коробка переживаний”
Ведущий. Я сегодня принесла небольшую коробку. Предлагаю отправить её по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.
8 Упражнение “Постукивающий массаж”
Ведущий. Я предлагаю вам веселую игру-разминку. Разбейтесь на пары и выберите, кто будет первым номером, а кто вторым.
Массаж - постукивание на слух должно быть похожим на легкий цокот копыт лошади, бегущей трусцой. Начинайте такое постукивание от плеч и постепенно переходите по всей спине до пояса. Постукивать нужно поочередно то правой, то левой рукой (2 минуты).
А теперь поменяйтесь ролями.
9 Упражнение “Пирамида”
Все садятся в круг. Ведущий говорит: “Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите (следуют рассказы).
А теперь давайте построим “пирамиду любви” из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей. (все участники выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая пирамида получилась у нас. А все потому, что мы любимы и умеем любить сами”.
10. Общая рефлексия
- что вы приобрели нового?
- как вы собираетесь претворить в жизнь свои достижения?
Литература:
1. Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. М.: Книголюб. 2002.
2. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер.2000.
3. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов н/Д.: Феникс. 2005.
4. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос. 2001.
5. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс. 2005.