Урок на тему « Смотри в корень! - или вихрь задач».
Цели урока:
Учащиеся смогут применять знания по теме «Движение» для решения логических задач и объяснять применение этих знаний на примерах ситуаций из жизни.
Задачи урока:
- Учащиеся будут самостоятельно находить необходимую информацию к уроку, применять дополнительную литературу, уметь работать в группе;
- применять формулы, описывающие все виды движения, алгоритм решения задач;
- объяснять физические явления в природе, технике и быту, применять эти знания на практике;
- решать логические задачи по теме «Движение».
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ, системно-деятельностный подход, технология сотрудничества, развитие критического мышления.
Эпиграф к уроку: «Умственные занятия оказывают на человека такое же благотворное влияние, какое Солнце оказывает на природу: они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, поднимают дух».
Класс оформляется красочными эпиграфами, при проведении урока используется слайдовая презентация.
Ход урока:
1. Орг. момент. Психологический настрой (звучит музыка)
---Здравствуйте, ребята! Наступил новый день и вновь мы все вместе. Повернитесь направо - там страна любви, налево - страна добра. Примите от меня доброту, лучиками исходящую из моего сердца. Улыбнитесь. У вас хорошее настроение? Будьте счастливы, прекрасны и добры. И мы с добрым настроением начинаем наш урок.
Позитивный настрой - тренинг в начале урока « Что говорят при встрече».
Учитель: «Цель сегодняшнего нашего урока: повторить разделы механики с помощью решения задач; закрепить все знания, умения, навыки, полученные при изучении механики. Каждый из вас должен показать, чему он научился, что усвоил, как может применять свои знания. Чтобы решить любую задачу, надо многое знать и уметь смотреть в корень. Поэтому наш урок так и называется «Смотри в корень!». У каждого при решении может возникнуть своя идея, свой вопрос, вот и получается вихрь вопросов, вихрь задач. Я хочу, чтобы сегодняшний наш урок поднял ваш дух.
Деление на группы методом «Собери пазл».
2.Актуализация знаний.
А) Работа над кроссвордом. Стратегия «Корзина идей».
Пока кто-нибудь будет вписывать в сетку кроссворда правильный ответ, вам будут заданы дополнительные вопросы.
1. Физ. векторная величина, измеряемая в метрах (перемещение)
- Что называется перемещением?
-Какие единицы перемещения вы знаете?
2. Единица измерения угла (градус)
- Какие еще единицы измерения углов вы знаете(1 радиан-57°)
3. Физ величина, единицей измерения служит век, год(время)
-Назовите единицу времени в СИ
- С помощью каких приборов измеряют время?
4. Физ.векторная величина, которую можно измерить с помощью акселерометра.
( ускорение )
-Что называется ускорением?
- В каких единицах измеряется ускорение?
5. Длина траектории (путь)
- Представьте, что Вы пробежали по стадиону один круг. Что больше: путь или перемещение?
- В каком случае путь равен перемещению? (при прямолинейном движении)
6.Физическая, векторная величина, характеризующая быстроту движения. (скорость)
-какие единицы V вы знаете?
- Какой прибор измеряет скорость?
7. Одна из основных единиц измерения в физике (метр)
- Назовите основные единицы СИ и физические величины им соответствующие.
8. Изменение положения тела в пространстве с течением времени (движение).
-Назовите виды движения.
- Какое движение называется равномерным? Равноускоренным?
Мы разгадали кроссворд и в нем выделено ключевое слово: траектория. Дайте определения этого понятия.
Б) « Ромашка»
Чтобы вспомнить основные формулы, предлагаю желающим учащимся по очереди подойти к доске и оторвать от «ромашки» один лепесток. Затем на доске записать все основные формулы по теме, записанной на лепестке.
В) Работа в парах. Стратегия «Интервью»
Пока учащиеся работают у доски с формулами, мы проведем стратегию «Интервью». У каждого из вас на каждый урок должен быть готов вопрос и тот, которому бы хотелось задать этот вопрос. Свой вопрос вы начинаете со слов «верите ли вы».
Г) Работа с формулами. (Сделать анализ формул)
3. Работа в группе.
Стратегия «Смотри в корень!»
Учитель: « Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия. Задача, которую вы решаете, может быть скромной, но, если она бросает вызов вашей любознательности и заставляет вас быть изобретательным, и если вы решаете её собственными силами, то вы сможете испытать ведущее к открытию напряжения ума и насладиться радостью победы». Д.Пойа.
Задания даются по очереди каждой группе, если она не дает ответ – отвечает команда соперников.
• На прошлой неделе я выключила свет и успела добраться до постели прежде, чем комната погрузилась в темноту. От выключателя до моей постели 3 метра. Как я это сделала? (Это было днем)
• Вчера мой отец попал под дождь. Ни шляпы, ни зонта он с собой не взял, укрыться от дождя ему было негде, и когда отец добрался до дома, вода лилась с него ручьём, но ни один волос на голове не промок. Как это произошло? (Отец лысый)
• Один человек поспорил, что он в определённый день и час ступит на воду реки и будет ходить в течение 20 мин по поверхности и не погрузится в воду. Это он выполнил. Как? (Зимой по льду)
• Сегодня утром, одеваясь на работу, я уронила серьгу в чашку с кофе. И, хотя чашка была наполнена до краев, я смогла вынуть серьгу двумя пальцами, не намочив их. Как это могло быть? (Кофе был молотым порошком)
• У некоторой дамы не было прав на вождение машины. Она не остановилась на ж/д переезде, хотя шлагбаум был опущен, не обращая внимания на знак одностороннего движения, двинулась в противоположном и остановилась лишь миновав 3 квартала. Всё это происходила на глазах милиционера, но он её не задержал. Почему? (Женщина шла пешком)
• Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, в которую может поместиться только один человек. Тем не менее, они смогли переправиться и пойти дальше. Как это могло быть? (Люди подошли к реке с разных сторон)
4. Интеллект - шоу
(в трех черных ящиках)
Задается тема и пять подсказок - от самой трудной к самой простой, всего можно сделать 5 попыток. ( В ящиках слова: трение, Луна, закон Архимеда), задания прилагаются.
I.Явление
1.Происходит при контакте 2-х тел
2.Существует несколько его разновидностей
3. Является одной из причин низкого КПД механизмов
4. Приносит больше пользы, чем вреда
5.Одна из причин – шероховатость поверхности (трение)
II. Объект
1.Первыми посетителями явились американцы.
2. Оказывает большое влияние на мировой океан
3. Дал название камню
4. Собаки и волки к нему неравнодушны
5. Видимая его часть название месяца (Луна)
III.Закон
1 Ученый, открывший этот закон, родился в городе Сиракузы.
2. Братья Монгольфье воспользовались этим законом
3. Этот закон помог разоблачить мошенничество ювелира
4. Действует в жидкости и в газе
5.Открыт в ванне
(закон Архимеда)
5. «Вихрь задач!»
№ 1 Дана формула х=2+10t+0,2t. Какие сведения о движении тела можно получить из нее?
№ 2 (устно)
В поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» есть такие слова:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом….
Как называется такое движение кота?
Определите частоту его движения, если за 1 минуту он делает 6 кругов. Чему равен его период?
№3
Эрудит стоит на платформе, а мимо него проезжает поезд.
Поезд проехал мимо Эрудита в течение 7 с и затратил 25 с, чтобы проехать вдоль всей платформы длиной в 378 м. Найти скорость и длину поезда.
№ 4 (устно)
Перед вами строки старинного стихотворения XVIII в. "Эхо":
- Я чаю, эхо, ты мне в роще отвечаешь? - Чаешь.
- Конечно, ты вело меня с полей сюда? - Да!
- Мне долго говорить с тобою невозможно. - Можно!
- Нет, нет. Пойду искать овечку я к ручью. - Чью?
В чём его физическая несообразность?
(Ответ: В этом стихотворении чередуется эхо двусложное («чаешь» и «можно») с односложным эхом («да» и «чей»), а с точки зрения физики такое явление нереально. Двусложное эхо предполагает и вдвое большее удаление источника звука от отражающей преграды, чем эхо односложное. Для человека, остающегося на месте, такое изменение расстояния невозможно).
№ 5
Леса на планете исчезают со скоростью 20 га в минуту.
Составьте по этим данным задачу.
№ 6 Велосипедист движется по закруглению дороги радиусом 50 м со скоростью 36 км/ч. С каким ускорением он проходит закругление?
№7 Какой должна быть длина взлетной полосы, если известно, что самолет для взлета должен приобрести скорость 240 км/ч, а время разгона самолета равно примерно 30 с?
6. Обратная связь
У нас получился настоящий вихрь задач. Надеюсь, у вас рассеялись все сомнения в том, способны ли вы решать задачи. Главное - смотреть в корень и все получится! Нестандартное мышление не является каким-то «темным» или колдовским искусством; оно присуще каждому человеку, но до поры «спрятано» в извилинах нашего головного мозга. Его можно извлечь оттуда, развить и «отточить» в ходе непредубежденного исследования возникшей проблемы. Я предлагаю обратить внимание на афоризмы, сопутствующие нашему уроку и выделить для себя один афоризм, какой из них соответствовал вашей работе и почему (обсуждение).
Подведение итогов. Рефлексия
Закончим мы с вами деревом Ньютона, тем самым, с которого упало яблока, способствующее открытию им закона природы. На дереве, представленном на слайде, нет яблок. Однако вы можете повесить на него: коричневое яблоко - если этот урок не принес вам никаких открытий и достижений; красное яблоко - если вы все знаете и готовы к совершению новых открытий; зеленое яблоко - если вы считаете, что есть к чему стремиться и нужно совершенствовать свои знания по данной теме.
Комментарий: Для рефлексии используется интерактивная доска (или магнитная доска). Учащиеся по окончанию урока подходят к доске и размещают по своему усмотрению яблоко на дерево.
– Желаю Вам успеха! Учитесь мыслить!
Используемая литература
Б.А.Кронгарт, С.М. Тезекеев Физика и астрономия. Сборник задач
Р.Башарулы,Д. Казахбаева и др. Физика 9
П.Г. Саенко Физика 9
А.И. Семке «Нестандартные задачи по физике»
Котова Н.В., Ильясова Д.С., Журба Л.В. и др. «Формативное оценивание в обучении: SMART- цели и критерии успешности».